пятница, 16 октября 2009 г.

Black Rebel Motorcycle Club - The Effects of 333 (2008)



Дата релиза: 1 ноября 2008 года [3:33].
Лейбл: Abstract Dragon.

Трендизация, вкупе с брендизацией и остальными необратимыми и отвратительными глобализационными культурными процессами, в первую очередь, губительна для рядовых тружеников гигантских музыкальных заводов. Изгаляясь и извиваясь в своих стилистических клетках, рядовые музыканты-пролетарии теряют последние черты собственной индивидуальности, предавшись эпигонской гонке, или же убого застывают в неудачно замешанном жанровом растворе. Тем ни менее, как известно, для крупных монополистов музидустрии задача по методическому засорению медиа- и ноосферы культурным шлаком многократно усложнилась в первой половине этого десятилетия, в связи со стремительным развитием интернет-технологий, популяризации аудио-формата мп-3 и деятельности независимых интернет-лейблов. Использование подобной виртуальной отдушины предоставило подневольным гребцам мэйджор-галер шанс, если не для побега, то хотя бы для сохранения внутренней творческой свободы. Довольно часто интернет-релизы от популярных артистов напоминают своеобразные «хроники пикирующего бомбардировщика» написанные в ситуации тотального концептуального кризиса и утерявших смысл эстетических сражений. С подобным выбросом творческого пара можно ознакомиться прослушав, например, недавний релиз группы нашумевшей во многих сферах музыкальной индустрии в 2000-х. Речь пойдёт об одних из официальных героев т.н. инди-сцены - Black Rebel Motorcycle Club.

Представляется, что многих из тех, кто вырос из рок-н-рольных штанишек, и чьё музыкальное возмужание припало на начало 2000-х, затронула активность данного коллектива. Помнится, что на музыкальных каналах активно ротировались клипы, и в них привлекали внимание мрачно-революционные выражения лиц героев, и чёрно-кожаная стилистика, отсылающая к Velvet Underground, MC5, The Stooges и прочим бесноватостям конца 60-х. В подобной бунтарской атмосфере BRMC было выпущено пару альбомов, отметивших начало широкомасштабного ренессанса гаражно-психоделического саунда, слегка подкрашенного мрачным пост-панком а-ля Jesus & Mary Chain, а то и Joy Division. Со временем страсти улеглись: хорошо забытую старую музыкальную парадигму активно замусолили СМИ, рынок наполнился клонированными представителями «инди» и «пост-рок» сцены - публика пресытилась. Запахло махровым мейнстримом и большими деньгами. К середине 2000-х фокус трендовых ретро-рефлексий вообще сместился в сторону ноу- и нью-вейва 80-х. Загромыхало панк-рейв «танцевалово».

Поговаривают что «мотоциклисты» в эти времена переживали кризис. Проблемы с наркотиками привели к дисквалификации барабанщика и прочему мраку. Кстати, совсем забыл представить основателей сего тайного клуба бунтарей: певец Питер Хайес (Peter Hayes), отвечающий также за гитарные пассажи и синтезаторы, ещё один вокалист Роберт Бин (Robert Been) играет на бас-гитаре, и Ник Яго (Nick Jago) – славный барабанщик. Так вот, по мнению некоторых ценителей группы, именно отсутствие (правда, непродолжительное) Яго повлияло на изменение звучания в сторону фолковой психоделии. Этот реверанс в адрес Fairport Convention, Incredible String Band и прочих ЛСД-менестрелей прошлого века не будет выглядеть такой случайностью в контексте актуального, на тот момент, возрождения андерграундного фолка в США. Не желая отставать от представителей движения new weird America «мотоциклисты» активно используют и перерабатывают обширное наследие традиции американской авторской песни и стиха. Заигрывание с призраком битничества отразилось в альбоме Hawl (2005) – хотя бы в качестве названия…

Далее все шло своим чередом: в апреле 2007 парни записали очередной, наполненный рефлексиями и смыслами, альбом Baby 81, канонически поехали в очередной тур, вновь был удалён бедный Ник Яго. Так бы и дальше тянуть лямку шоу-бизнеса и гордо нести примелькавшийся стяг инди-рока. Ан, нет…

Внезапно, в октябре 2008 года парни заявили о выходе нового, пятого, студийного альбома на собственном независимом лейбле Abstract Dragon и о распространении его собственными силами через интернет. Этим релизом BRMC и представили свои новые творческие амбиции и постулировали свою, как бы, независимость. Такой себе индепендент в индепенденте.

Название альбома выбрано не случайно. Двери виртуального магазина для жаждущих приобрести новинку были открыты аккурат 1 ноября 2008 года в 3:33 по тихоокеанскому времени. Принимая во внимание определённую ангажированность ребят религиозной тематикой, надо было ожидать, как минимум, эффекта откровения. Однако, фанатов чувственной бунтарской лирики ждало разочарование. «The Effects Of 333» сплошь состоит из абстрактных инструментальных фрагментов и начисто лишён вразумительного вербального посыла. Уловить же общую атмосферу всего альбома, хотя б немного пуститься в безбрежные дали абстрагирования, даже после ознакомления с заглавиями треков, оказывается достаточно сложным заданием.

Представленные на суд слушателя упражнения по звукоизвлечению можно отнести к двум основным разновидностям: гуделки и гитарные зарисовки. С первых минут уши внимающего окатываются низкочастотным гулом. Подобный звуковой кисель наполняет фактически всю хронологическую лакуну альбома (7 треков из 10), оставляя пространства для трёх просветов-интерлюдий, содержащих элементы гармонического преодоления. Ворвавшись на непознанное поле пост-индастриальных нойз-эмбиент экспериментов, «бунтари» принялись лихорадочно возделывать трижды перепаханную благодатную почву фид-бэков и модуляций. Вышло это у них, мягко говоря, комом. Сами по себе моторные вибрации не трансируют, а, скорее, держат в напряжении только акустическую систему; частотные переливы звуковых фильтров и эффектов не ставят вопросов, а, чаще, отвлекают; в привычной для абстрактной музыки ситуации отсутствия линейной композиции практически ничто не интригует.

На этом, не совсем контрастном, фоне гитарный мелос кажется часто чем-то неуместными. Особенно невнятным кажется трек «And With This Comes», в котором балладный дух, поддерживаемый тривиальными аккордами, к концу композиции поглощается сиплым ветреным шумом. Мантроподобная «Or Needed» производит лучшее впечатление; в гитарное кружево более удачно инкорпорированы потрескивания и гулы, но, с другой стороны, акцентированный ритмической апломб оставляет в недоумении.

И все-таки, в некоторых композициях музыкантам удалось достигнуть устремлённой сосредоточенности в соединении с элегантной отрешенностью. Особо стоит выделить три удавшихся номера: неплохую нойз-дроун абстракцию «Sedated With Sterilized Tongues», медитативный пост-рок в «A Twisted State» и финальную «And When Was Better», окутанную паутиной голосовых записей.

Подытожим. В общем, при первом (впрочем, и при втором) прослушивании создаётся впечатление, что перед нами сборник из необработанных обрывков неудавшихся гаражных сессий и записей черновых наигрышей. Это и не удивительно: как отмечается на официальном сайте команды, альбом готовился к выходу последние три года, в перерывах, на переменках и, так сказать, на перекурах. Видимо, подобная дискретная активность «на стороне», а также измотанность тяжким трудом на плантациях мейнстримного шоу-бизнеса помешали парням из BRMC в полной мере инкапсулировать свою альтернативную эстетическую концепцию. Поэтому, принимая во внимание столь искренний, жизненный и в чём-то, действительно, бунтарский, порыв к трансцендентному, проявим критическую снисходительность к ветеранам инди-сцены и добавим к, в общем-то, удовлетворительной оценке небольшой бонусный плюсик. И будем с интересом ожидать нового слова от славных «мотоциклистов»…

Оценка: 7/10

Антон Лапов

Список треков:


1. The Effects Of 333 (3.33)
2. Still No Answer (5.11)
3. I Know You're In There (5.42)
4. And With This Comes (5.55)
5. A Sad State (5.02)
6. A Twisted State (4.07)
7. Sedated With Sterilized Tongues (6.37)
8. We're Not Welcome Alone (7.20)
9. Or Needed (4.38)
10. And When Was Better (7.00)

Black Rebel Motorcycle Club on Myspace

1 комментарий: