понедельник, 28 декабря 2009 г.

Лучшие альбомы 2009 года



Вот и подходит к концу последний год первой декады нового тысячелетия, а вместе с ним и четвертый месяц существования нашего блога “Sound of Muzik”. Самая пора собирать урожай, оглядываясь на музыкальные достижения 2009 года. Предлагаю вашему вниманию лучшую двадцатку альбомов этого года за версией вашего покорного слуги. Конечно, музыкальные вкусы накладывают известные ограничения, поэтому в своем большинстве список состоит из альбомов «металического» направления.

В целом 2009 год получился очень удачным, подарив множество сюрпризов и приятных неожиданностей. В том числе – от тех групп, от которых я ничего не ожидал. Были и отличные дебютники, были и великолепные работы от тех, кто уже давно «в игре». Не обошлось без разочарований (альбом Katatonia получился ужасающе посредственным) и вполне предсказуемых проколов (выберите альбом какой-нибудь дэзкор-группы), но куда же без них. Одним словом, мои самые искренние рекомендации таким альбомам 2009 года:

20. Iwrestedaberonce – It’s All Happening.


Прошло всего два года со времени основания этой американской группы из штата Луизианна, а она уже успела наделать шороху в своих кругах. Играя диковинную смесь грайндкора, дэзкора, джаз-фьюжна и еще бог знает чего, поминутно приводя на ум ассоциации то с Between the Buried and Me, то с The Dillinger Escape Plan, iwrestedaberonce сумела продемонстрировать невиданную как для такого юного музыкального возраста зрелость. И зубодробительные нарезки, и шизофренические электронные вставки, и даже мелодичные хуки – все это происходит на их дебютном альбоме и великолепно резонирует с многогранным вокалом удивительно талантливой вокалистки Кристы Камерон. Немного порядка – и все будет отлично.

19. Danger Mouse and Sparklehorse – Dark Night of the Soul.



Не могу даже предположить, почему этот альбом обошел внимание музыкальных критиков. Все предпосылки были на лицо: и целое сонмище известнейших музыкантов (Игги Поп, Хулиан Касабланкас, Black Francis и The Flaming Lips для начала, не говоря уж о небезызвестных Danger Mouse и Sparklehorse), и скандал с музыкальным лейблом EMI, который привел к распространению альбома весьма своеобразным образом, и сам великий и ужасный Девид Линч, который не только снабдил диск буклетом фотографий собственного производства, но и исполнил обязанности вокалиста на двух трэках. Музыкальные качества альбома также на уровне: его богатая эмоциональная палитра отлично воплотилась в тринадцать песен, которые звучат на удивление связанными между собой. Подобные сотрудничества случаются не каждый год, и еще реже они получаются настолько удачными.

18. Porcupine Tree – The Incident.



Стабильность – признак мастерства, говорит пословица. «Мы просто не можем выпустить плохой альбом», – говорят нам участники британской группы Porcupine Tree своей последней работой. Здесь нет больших откровений или потрясений мировоззрения, но естественная эволюция и богатый музыкальный опыт Стивена Вилсона и компании делает далеко не лучший их альбом на голову выше множества своих коллег по ремеслу. Акустические баллады, сайкедэлик-фрагменты, потусторонний индастриал и, конечно же, множество изобретательных проговых мелодий составляют последний альбом «дикобразов» и не позволяют усомниться в их таланте.

17. Megadeth – Endgame.



Одни из отцов трэш-метала Megadeth стали авторами одной из самых приятных неожиданностей этого года. “Endgame” полон замечательных драйвовых песен, которые наконец-то выделились из безликого гитарного потока, который часто доминировал на предыдущих работах американцев. Они опять полны сил и энергии, и готовы делиться ею со своими слушателями. Metallica и Slayer должны грызть ногти от зависти.

16. Converge – Axe to Fall.



Я всегда догадывался, отчего американская группа Converge популярна в определенных кругах. Но я никогда не мог понять, почему она настолько популярна. На альбоме 2009 года бесшабашный хардкор, который доминировал на всех их предыдущих работах, сохранил свое краеугольное значение, но был очень удачно дополнен великолепными проговыми рифами и вразумительными мелодиями. А последние два трэка “Cruel Bloom” (Том Вейтс наверняка заинтересуется этой командой после выхода “Axe to Fall”) и “Wretched World” с их постоянно нарастающим напряжением просто завораживают. Это самый «слушабельный» альбом Converge, и, наверное, самый искренний.

15. Gorgoroth - Quantos Possunt ad Satanitatem Trahunt.



Да здравствует норвежский суд, самый гуманный суд в мире! Отсудив у Gaahl’a и King ov Hell’a право на владение названием собственной группы, ее основатель Infernus сделал благое дело не только для себя, но и для почитателей блэк-метала. Замена Gaahl’a на бывшего вокалиста Pest’a и переход бразд управления в руки Infernus’a стали залогом успеха последнего диска Gorgoroth. Упростив музыкальную схему, участники команды, тем не менее, добились большей мелодичности и подарили нам несколько совершенно образцовых трэков, на которых взаимодействие всех музыкантов выглядит практически безукоризненно. Простота – не всегда плохо.

14. The Empire Shall Fall – Awaken.



Новый проект бывшего вокалиста Killswitch Engage Джесси Лича, конечно же, вызывал определенную заинтересованность, но я бы покривил душой, если бы сказал, что ожидал от него чего-то настолько амбициозного. Политически и эмоционально заряженный, он захватывает с первых же нот и дарит неповторимое ощущение какого-то бергсоновского жизненного порыва, а также целую уйму величественных гимноподобных хуков. Немного неряшливый, но неимоверно убедительный, этот диск – отличный, многообещающий дебют.

13. Them Crooked Vultures – Them Crooked Vultures.



Первый и последний раз, когда Джошуа Хомми и Дэйв Гроул собрались вместе для записи альбома, результатом их сотрудничества стал умопомрачительный хард-роковый альбом 2002 года “Songs for the Deaf”, причисляемый к дискографии Queens of the Stone Age. А чтобы состав их новой группы Them Crooked Vultures выглядел уж совсем угрожающим, к ним присоединился басист Led Zeppelin Джон Пол Джонс. В итоге они не ушли далеко от QOTSA образца 2002 года, а бас и клавишные Джонса только добавили им дополнительного шарма. И что самое главное, все они звучат свежо и непринужденно: по всей видимости, бремя так называемой «супергруппы» на них совершенно не давит. Одним словом, «к черту терпение, давайте танцевать!»

12. Alice in Chains – Black Gives Way to Blue.



Фанаты Creed могут со мной не согласиться, но Alice in Chains больше других заслуживает титул «возвращение года». Спустя четырнадцать лет со времени выхода их последнего альбома и семь лет со времени смерти Лейна Стэйли, порою кажется, что американцы начали именно с того места, где их музыкальная карьера преждевременно оборвалась. Их новый альбом все так же безнадежно мучительный и тяжеловесый, а голос нового вокалиста Уильяма Дювалля очень напоминает Стэйли. В целом же это великолепный баланс прошлого и будущего, одинаково пригодный как для старых поклонников мастеров гранджа, так и для неофитов.

11. Hypocrisy – A Taste of Extreme Divinity.



Предельно громкий, невероятно брутальный и удивительно мелодичный, этот альбом – возможно, самый-самый в карьере Петера Тагтгрена и компании. Здесь все лучше, чем на предыдущих работах шведов – гитары более внятные, ритм более четкий, припевы более запоминающиеся. В то время как дэз-метал все более заражается техницизмом и инструментальным выпендрежем, Hypocrisy держится правильного курса, совмещая яростный напор и эпические гитарные партии в нужных дозах – и вознаграждение не заставляет себя ждать.

10. Cobalt – Gin.



В этом году нигилисты, антигуманисты и циники Cobalt представили нам свою третью работу с «алкогольным» названием “Gin”. Хоть их музыка и основывается на блэк-метале, порой очень трудно отнести ту или иную их песню к какому-либо определенному жанру. Что и не странно для команды, которая наплевательски относится к современной музыкальной индустрии. Нам же пропустить этот альбом было бы непозволительной роскошью. Всем, кто не хочет жить в «мире Pepsi», посвящается.

9. Swallow the Sun – New Moon.



Вплоть до четвертого альбома музыка финской группы Swallow the Sun предназначалась лишь для т. н. поклонников стиля. Музыкальная смесь дума и дэза в ее исполнении была достаточно качественной, но недостаток изобретательности и рискованности всегда был ее слабой стороной. Существенные изменения были заложены на последнем альбоме Swallow the Sun и основывались вокруг привлечения элементов блэк-метала, лучше всего представленного на зловещей “These Woods Breathe Evil”. Но и в остальном новый альбом демонстрирует прогресс на всех уровнях, позволяя смотреть в будущее финнов с большими надеждами.

8. Between the Buried and Me – The Great Misdirect.



Between the Buried and Me – одна из тех немногих групп, которая может не менять музыкальное направление и в то же время каждый раз звучать по-новому. В этом изюминка американских музыкантов, чью жанровую принадлежность порой определить не легче, чем причину возникновения человечества. В чем заключается трудности с каждым новым альбомом американцев, так это в степени упорядоченности хаотических и противоборствующих сил, из которых он возникает. Пусть последний диск и не настолько целостный, как “Colors”, но достаточно интригующий и авантюрный, чтобы держать слушателя в приятном напряжении практически все время.

7. Kylesa – Static Tensions.



В то время как творческое развитие Kylesa не было настолько стремительным, как у соседей по штату Mastodon, оно было не менее упорным. Награждение не заставило себя ждать – с каждым альбомом ее музыка становилась все лучше и лучше. Последний альбом “Static Tensions”, который уводит нас еще дальше вглубь индивидуального музыкального стиля, совмещающего сладж, стоунер и сайкедэлик – не исключение. Всем поклонникам хеви-метала настоятельно рекомендуется!

6. Om – God Is Good.



В этом году американский дуэт Om пошел по стопам своих коллег из Sun O))) и разбавил свой басово-барабанный ансамбль классическими инструментами. И, как оказалось, к добру. Обогатив свое аскетическое звучание, Om сумел вдохнуть свежую струю и нарастить мышцы на своем крепком музыкальном скелете. “God Is Good” переливается красками и полон гораздо большим количеством эмоциональных оттенков, чем ранее, и при этом сохраняет мистическую дымку, которая окутывает вас с головой.

5. Poison the Well – The Tropic Rot.



Тяжело понять, почему этот альбом получил так мало внимания от музыкальных критиков. Одни из ключевых фигур в пост-хардкоре, Poison the Well уже не раз демонстрировали, что совершенно не боятся изменений и связанных с этим неудобств. “The Tropic Rot”, с другой стороны, нельзя назвать крутым поворотом в их карьере – это, скорее, гармоническое соединение их предыдущих музыкальных стилей. Упругий, как рысь, и яростный, как медведь, этот альбом – пик творчества американцев.

4. Muse – The Resistance.



После “Black Holes and Revelations” от Muse можно было ожидать всего, чего угодно, и я уверен, что подозрения по поводу будущего альбому мучили не одного меня. Но все оказалось даже лучше, чем предполагалось. Путешествие в мир поп-музыки совершенно не навредило британцам, более того, их песни стали звучать более органичными и взаимосвязанными, чем раньше. Не берусь утверждать, что это лучший альбом в их коллекции, но уж точно – самый богатый в музыкальном плане.

3. Callisto – Providence.



Вот это сюрприз так сюрприз! Лично я не ожидал услышать от этого бывшего «клона» Isis настолько замечательный альбом. Ключ к успеху очевиден – новый вокалист Яни Ала-Хуккала, который вдохнул свежую струю в музыку финского коллектива. Его голос просто великолепен, и что даже более важно – отлично взаимодействует с инструментальной составляющей. На последнем альбоме ни один звук не пропадает зря. Подобную тщательность редко встретишь в музыке, даже в пост-метале.

2. Dredg – The Pariah, The Parrot, The Delusion.



Одна из самых недооцененных рок-групп современности наконец-то подарила нам то, что от нее так долго ждали. На последнем альбоме ее музыка стала легче и приятней, но в то же время техничней и грамотней. Поп, рок, электроника, джаз – тут есть все, смешанно в нужных пропорциях и преподнесено в правильном виде. Добавьте к этому остроумные тексты песен и отменные инструментальные интерлюдии – что еще нужно для счастья?

1. Mastodon – Crack the Skye.



2000-е годы стали настоящей «золотой эрой» этой команды из Атланты. Такого умопомрачительного восхождения на пьедестал метала не было как минимум со времен Metallica образца 1980-х годов. При этом последняя работа американцев разрушила все стереотипы о том, каким может быть «переходной» альбом. Окунувшись с головой в прогрессив, Mastodon не только не утратили себя, но и поразили всех нас. Всего лишь немногим слабее невероятного “Blood Mountain”, а в некоторых компонентах даже превосходящий его, этот альбом можно было бы назвать настоящим открытием, если бы мы не знали, на что способны участники группы Mastodon. У кого-то еще остались сомнения по поводу того, кто является лидером современного метал-движения?



* * *

Оглянувшись назад, самое время устремить свой взор вперед. Каждый раз хочется, чтобы следующий год был еще лучше, чем предыдущий. То же касается и музыки. Ваше дело – запастись терпением, наше – писать обо всем хорошем и плохом, что мы сможем отыскать в 2010 году. Счастливых праздников и до встречи в следующем году!

Алексей Сидорчук

3 комментария:

  1. Анонимный3/5/10 9:30 PM

    А Green Day??
    считаю их лучшими!)

    ОтветитьУдалить
  2. Greed Day не мое)
    Хотя их ранние работы были хороши.

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный17/6/10 11:52 PM

    технодета и побыстрее нету совсем у вас в обзоре к сожалению, а так очень сильная подборка

    ОтветитьУдалить