среда, 29 декабря 2010 г.

Лучшие альбомы 2010 года



2010 год подходит к концу, и, несмотря на то, что будущее этого блога находится под большим вопросом, я не смог удержаться от того, чтобы представить мои любимые альбомы уходящего года.

В целом 2010 год был богатым как на сюрпризы, так и на разочарования. К последним отнесу Nachtmystium, выпустивших суетливый и практически стерилизованный альбом “ Addicts: Black Meddle, Part II”; Agalloch, чей “Marrow of Spirit” слишком уныл даже для пост-блэка; Anathema, где-то растерявших свою энергетику и страсть на “We’re Here Because We’re Here”(!); и The Ocean, “Heliocentric” и “Anthropocentric” которых хоть и не были полными проколами, но на фоне сокрушительного “Precambrian” 2007 года смотрелись бледо.

Переходя к светлой стороне, прежде чем начать обратный отсчет наиболее понравившихся альбомов уходящего года, хотелось бы высказать свою признательность трем следующим командам, работам которых не хватило совсем немного для того, чтобы попасть в мой музыкальный топ:

Kvelertak – за безумную смесь блэка, хардкора и рок-н-ролла на одноименном дебютнике “Kvelertak”;

Swans – за будоражащий апокалиптический рок на “My Father Will Guide Me Up a Rope to the Sky”, и

Barren Earth – за умный и вкусно преподнесенный прогрессив дэз на “Curse of the Red River”, также ставший для них дебютным.

Отдав должное вышеупомянутым группам, перехожу непосредственно к списку моих любимых альбомов 2010 года.


15. Death Angel - Relentless Retribution

Американская трэш-метал команда старой закалки Death Angel всегда отличалась от своих многочисленных коллег по жанру особым вниманием к мелодике и песенной структуре. И хоть за уровнем популярности она всегда пребывала в тени своих более именитых товарищей, ее дискография стала бы находкой для любого ценителя тяжелой музыки. “Relentless Retribution” – пожалуй, самый сильный альбом американцев в их карьере, удачно синтезирующий вновь обретенную мощь, задорный драйв и весьма увлекательные композиционные исхищрения. Первые три песни нового альбома проносятся вихрем и недурно стимулируют нервные окончания, в то время как последующие трэки развиваются в весьма интригующем направлении, достигая кульминации на величественно-загадочном “Opponents at Side”. Если для успешного возрождения олдскульных трэш-комманд 1980-х годов и есть какой-то универсальный рецепт, то Death Angel продемонстрировали его на своем последнем альбоме очень наглядно – не просто возвращаться к своим корням, но искать новые пути самовыражения.



14. Mike Patton - Mondo Cane

Когда я узнал о том, что Майк Паттон – славный вокалист и фронтмэн таких групп как Faith no More, Mr. Bungle, Fantomas и Tomahawk – собирается выпустить альбом кавер-версий песен итальянской этрады 50-х - 60-х годов нашего столетия, я удивился, но не сильно – ведь его наплевательское отношение к жанровым предрассудкам уже давно перестало быть секретом. Но то, как удачно и с какой легкостью он сумел передать дух той эпохи и влить в нее свежие соки современности, не могло не стать приятной неожиданностью. А учитывая непревзойденные вокальные данные Паттона, в финальном результате его неординарной затеи вряд ли можно было усомниться. Блистательная “Ore d’amore”, авантюрная “20 km al giorno” и нежная “Scalinatella” – вот лишь часть того, чем будет вознагражден слушатель, пожелавший насладиться последним опусом (возможно) лучшего вокалисте в современном роке.



13. Dark Tranquillity - We Are the Void

В то время, как мелодик дэз-метал потихоньку разваливается на кусочки, его основатели, шведские ветераны из Dark Tranquillity уже долгое время не изменяют своей обретенной около десяти лет тому назад нише. При этом последняя работа этого коллектива “We Are the Void” стала еще одним подтверждением завидной стабильности в воплощении его мастерства на практике. Альбом практически лишен слабых сторон – будь то задористая “Shadow in Our Blood”, тяжеловесая “Dream Oblivion” или мультифактурная “Arkhangelsk”. Не изменяя своей привычной формуле мелодичного дэза, обрамленного в футуристические клавишные аранжировки, на новом диске Dark Tranquility сумели то тут, то там сместиться в сторону смежных жанров – преимущественно дума и готика. “We Are the Void” – еще одно весомое вложение в уже созданную репутацию одной из самых надежных команд во всем метале.



12. Orbs - Asleep Next to Science

Orbs – группа, которую невозможно не вспомнить, говоря о музыкальных открытиях уходящего года. Идея создать группу в составе участников Between the Buried and Me, Fear Before the March of Flames, Cradle of Filth и менее известного коллектива Torch Runner с самого начала выглядела привлекательной, но стоило дождаться выхода ее дебютного альбома для того, чтобы оценить ее в полной красоте. На “Asleep Next to Science” музыканты демонстрируют небывалую для первого альбома сыгранность: каждый инструмент органически находит свое место, и даже поначалу непривычный вокал со временем вписывается в общую картину. В результате мы получили весьма искусно преподнесенный авантюрный прогрессив-рок с редкими отголосками пост-хардкора, держащий внимание слушателя своими изворотами и неожиданными трюками. Местами, как во время изумительного пианинного вступления к “A Man of Science” или космического электронного проигрыша на “Lost at Sea”, и вовсе возникает ощущение первозданно чистой красоты, а в остальном альбом не дает заскучать ни на секунду, лучшей демонстрацией чего является композиция “Megalobalstic Madness”. Подарив нам такой свежий и сочный альбом, Orbs сумели с первого же захода совершить то, чего вот уже десять лет безуспешно пытаются достичь участники The Mars Volta.



11. High on Fire - Snakes for the Divine

На своем последнем альбоме Мэтт Пайк и компания решили пойти путем своих жанровых соседей Mastodon, вылизав и пригладив звучание своего грязноватого стоунера/сладжа. Результат, как и в случае коллектива из штата Джорджия, получился весьма впечатляющим: музыка стала более доступной и легкой для восприятия, не утратив при этом своей мощи и верности корням хэви-метала. Особенный прогресс был замечен со стороны самого Пайка, чья гитара теперь больше, чем когда-либо, определяет звучание группы – то ли на медлительно-взрывной “Bastard Samurai”, то ли на построенной вокруг удивительно экспрессивной мелодии “How Dark We Pray”. Впрочем, не менее важную роль на последнем диске High on Fire играет и прочный ритмический фундамент Джеффа Матц и Дэса Кензела, который цепко окутывает и держит в тонусе гитарные изыски и вокальные партии Пайка. Кажется, High on Fire наконец удалось найти себя – и желать от них чего-то большего уже не приходится.



10. Massive Attack - Heligoland

Спустя семь лет после неоднозначно воспринятого альбома “100th Window”, записанного лишь одним участником коллектива, отцы трип-хопа Massive Attack вновь во весь голос заявили о себе новой работой под названием “Heligoland”. На нем двоица музыкантов, использующие позывные “Daddy G” и “3D”, продолжили свое шизофреническое путешествие вглубь самых темных закоулков людской психики. Богатые фактуры, ломаные построения песен и причудливые сочетания звуков не от мира сего снова с нами и так же, как и раньше, будоражат наше сознание. Пост-апокалиптическая, держащаяся на отрешенном ритме “Splitting the Atom”, неуравновешенная, проваливающаяся в бездну подсознательного “Flat of the Blade” и гипнотическая, исполненная надежды и отчаяния “Girl I Love You”, приводящая на ум непревзойденный хит британцев “Angel”, не обещают слушателю спокойной жизни, но сполна вознаграждают тех, кто осмеливается открыть все каналы восприятия. Уникальные в своем роде, так же как и двадцать лет назад, Massive Attack до сих пор остаются на пике своей формы.



9. Burzum - Belus

Выход из тюрьмы почти легендарного норвежского музыканта Варга Викернеса и работа над его новым альбомом наделали достаточно много шума в интернет-пространстве, источником большинства из которого был сам норвежец. Впрочем, абстрагировавшись от немузыкальной составляющей биографии этого одиозного персонажа, можно с уверенностью утверждать, что его новый диск нисколько не разочаровал. Такую музыку, как Викернес, он же единоличный участник проекта Burzum, сейчас попросту не играет никто. Оставшись верным своему трансцендентному “lo fi” блэку, на “Belus” Викернес сумел насытить звучание песен нового альбома разнообразными оттенками и настроениями. При этом Burzum делает практически невозможное: выжимает из минимально замысловатых инструментальных и вокальных партий максимальный эффект сопричастности слушателя. И совершенно неважно, рычит ли он, как на гипнотизирующей “Morgenrøde”, или же просто разговаривает, как на отрешенной “Kaimadalthas' Nedstigning” – результат получается одинаково замечательным. “Belus” – отличный урок Викернеса не одной зацикленной на техничности метал-группе современности.



8. Poisonblack - Of Rust and Bones

Трудно понять причину того, что творчество финского коллектива Poisonblack никогда не получало того количества внимания, которого оно заслуживает – ведь их хэви/готик-метал мог привлечь своей грамотностью и «вкусностью» не только любителей тяжелой музыки. Еще один шаг в верном направлении был сделан на последнем альбоме финнов “Of Rust and Bones”. Его мелодии еще более врезаются в память, структуры песен еще боле способствуют их легкому усвоению, а боевики вроде “Sun Shines Black”, “Buried Alive” или “Casket Case” заводят, как никогда ранее. Но настоящую изюминку в альбом вносят элементы прогрессива, которые проявляются не только в большей длине трэков и более сложных композиционных построениях, но и более рискованном использовании клавишных, отличным свидетельством чего являются песни “Down the Drain” и “The Last Song”. По-настоящему роковый, “Of Rust and Bones” не оставляет после себя ничего, кроме желания слушать его еще и еще.



7. Enslaved - Axioma Ethica Odini

Из всех представителей первой волны норвежского блэк-метала Enslaved стала самой плодовитой командой. Ее последний альбом “Axioma Ethica Odini” стал логическим продолжением поворота в сторону прогрессива, взятого около десяти лет назад, и надо сказать, что на нем норвежцы звучат как никогда зрело и уверенно в себе. Он гораздо мясистей, чем их предыдущие работы, и в то же время существенно мелодичней. Великолепным примером того, как Enslaved удается гармонизировать брутальность и красоту, является мускулистая “Giants”, в то время как “Lightening”, представляющая собой кульминацию не только альбома, но и всего творческого развития коллектива, непревзойденно демонстрирует композиционное мастерство не хуже, чем лучшие песни монстров прогрессив-метала Mastodon. Мало какая группа может похвастаться таким неуклонным прогрессом, который от альбома к альбому демонстрирует Enslaved, и на “Axioma Ethica Odini” мы стали свидетелями чего-то действительно выдающегося.



6. The Dillinger Escape Plan - Option Paralysis

На четвертом студийнике группы The Dillinger Escape Plan перед ее участниками стояла очень трудная задача, ведь повторить успех неимоверного “Ire Works” трехлетней давности было ой как непросто. И хотя достичь планки, установленной своим предыдущим релизом, американским металкорщикам не удалось, назвать “Option Paralysis” плохой или даже посредственной работой язык не поворачивается. Некоторые песни, вроде открывающей альбом “Farewell, Mona Lisa”, засвидетельствовали продолжающийся профессиональный рост музыкантов и их все возрастающее умение создавать комплексные, многошаровые композиции с нарастающим крещендо. Но и на остальных композициях альбома, которые в целом находятся на привычной для команды территории, американцам удается весьма умело играть с темпами, ритмами и мелодиями и добиваться поистине выдающегося результата. Даже когда The Dillinger Escape Plan не пускаются, сломя голову, на неизведанные музыкальные пространства, они не дают ни одного повода усомниться в их исключительной роли в современной экстремальной музыке.



5. Black Breath - Heavy Breathing

В наше время растущей популярности довольно отвратительного жанра под названием дэзкор было очень приятно узнать о том, что смесь дэз-метала и хардкора может звучать совершенно иначе. А учитывая, как смело и бескомпромиссно звучал дебютный альбом американской команды Black Breath, эффект от его выхода в свет стал весьма впечатляющим. Кто-то может обвинить молодых американцев в копировании гитарных риффов одной из групп-основательниц дэз-метала Entombed, но потрясающая самоотдача и удивительная синергия всех музыкантов на таких песнях, как “Eat the Witch”, “Unholy Virgin” или заглавной композиции, которая бы отлично сошла за санудтрэк к хорошему саспенс-фильму, сразу же заставляют забыть о каких бы то ни было сравнениях. Использую слова Джима Джармуша, “Heavy Breating” не до конца оригинален, но, что гораздо важнее – полностью автентичен. И в этом, безусловно, главная заслуга Black Breath на их первом полноформатнике.



4. Comeback Kid - Symptoms + Cures

Четвертый студийный альбом канадской формации Comeback Kid стал настоящим прорывом, превратив их из довольно посредственного коллектива во флагмана современного хардкора. Фундамент этого был заложен на диске 2007 года, на котором вокальные обязанности перебрал на себя бывший гитарист группы Эндрю Нойфельд, но именно на “Symptoms + Cures” канадцам удалось создать настоящего монстра. Его звучание стало гораздо плотнее, массивнее и в целом тяжелее, а скрим Нойфельда стал отлично резонировать с инструментальным облачением, что весьма внушительно демонстрирует заводная “Do Yourself a Favour”. Более того, был сделан прорыв и в мелодичности песен: теперь каждая из них крепко держится за умелые гитарные партии и создает все условия для успешной конвертации эмоций и настроений в музыку, а “Get Alone” просто-таки пробирает своей экспрессивностью и искренностью подачи. Утяжелив свое звучание и вдохнув в него неподдельную страсть, Comeback Kid сделали все, чтобы подкупить любого, кому удастся ознакомиться с “Symptoms + Cures”.



3. In Mourning - Monolith

Выход в свет первого альбома шведской группы In Mourning дал понять, что мы наблюдаем появление новой величины в современном метале. Уже на втором студийнике “Monolith” она уверенно нашла свою нишу, мгновенно прорвавшись в авангард тяжелой музыки. С первых же нот новый альбом поглощает внимание слушателя и постоянно заставляет удивляться тому, как находчиво и непринужденно музыкантам удается добиваться органического взаимодействия ритма и мелодии, выстраивать богатые фактуры и гармонии и, конечно же, чередовать тяжеловесный дэз-метал и изобретательный прорессив-рок. Не в последнюю очередь этому способствует наличие трех гитаристов, которые создают плотное звучание и выжимают из своих инструментов максимум возможностей, а также работа вокалиста Тобиаса Нетцелла, чередующего гроул, скрим и чистый вокал с завидной легкостью. Начиная с безупречной “For You to Know” и заканчивая мучительно-трогательной “The Final Solution (Entering The Black Lodge)”, второй полноформатник потрясающе легко ложится на уши и слушается на одном дыхании. Великолепный сам по себе, “Monolith” оставляет впечатление того, что самое интересное в творческой карьере In Mourning еще впереди.



2. Norma Jean - Meridional

Прошлые альбомы американской команды Norma Jean хоть и способствовали возникновению определенного количества почитателей, но не привлекали особого внимания широкой музыкальной аудитории, а у музыкальных критиков вызывали не самые приятные замечания о неумелом копировании хардкор-группы Botch. Первой, не очень удачной, попыткой найти свою нишу стал альбом 2008 года “The Anti Mother”, но мало кто ждал, что уже через два года Norma Jean сумеет совершить настолько внушительный рывок. “Meridional” зафиксировал отысканное группой динамическое равновесие между гитарной мощью и богатой эмоциональной палитрой, со всей самоотдачей продемонстрированное уже на первом трэке альбома “Leaderless and Self-Enlisted”. Технически незаурядные, отдающие мэскором в духе The Dillinger Escape Plan ритмы и богатые мелодии наконец-то сошлись в едином порыве, но самый большой прогресс продемонстрировал все же вокалист Кори Брендан Путман, чей голос на “Meridional” переливается сотнями оттенков и звучит как никогда искренне. Именно ему в первую очередь обязана катарсическая “Deathbed Atheist”, служащая настоящим украшением этого великолепного альбома.



1. In Vain - Mantra

Выпустив свой второй альбом “Mantra” практически в унисон с In Mourning, норвежцы из In Vain не только добавили весомое свидетельство в пользу того, что у прогрессив дэз-метала открылось новое дыхание. Этим они также дали повод говорить о себе, как об одной из самых рисковых групп во всей тяжелой музыке. Что еще более важно, эти риски, предпринятые на “Mantra”, дают поистине выдающиеся результаты. Даже относительно стандартные “Captivating Solitude”, вплетающая сыроватый блэк в величественное полотно композиции, “Mannefall”, делающая то же самое с дэзом, и стилизованная под Edge of Sanity “Dark Prophets, Black Hearts” принуждают скрадывать дыхание, а угрюмая акустическая зарисовка“Ain’t No Lovin’”, великолепно утилизирующая смычковые инструменты “On the Banks of the Missisipi” и в особенности заигрывающая с индейскими мотивами “Wayakin (The Guardian Spirit of the Nez Perce)” заставят при этом еще и не раз удивленно свести брови. Вдоволь наэкспериментировавшись на своем втором альбоме, In Vain не только поставили себя в один ряд с такими титанами метала, как Opeth, но и подали отменный пример для подражания не только молодым, но и гораздо более опытным группам.



Алексей Сидорчук

Комментариев нет:

Отправить комментарий