среда, 11 ноября 2009 г.

Lightning Bolt - Wonderful Rainbow (2003)




Дата релиза: 4 марта 2003 года.
Лейбл: Load Records.

Жила-была-играла-триповала в Сан-Франциско в конце 60-х группа Blue Cheers. Эта бравая банда задецибеленных психонавтов играли, по тем временам, очень громко и задорно, за что и были удостоены звания «the single most powerful band I've ever seen» самим мистером Моррисоном. Парни из Blue Cheers, как никто из их калифорнийских собратьев, были преданы идее звуковых перегрузок и прифузованных виражей. Мания предельного выкручивания регуляторов вправо достигла апогея при записи альбома “Outsideinside” в 1968 году. С тех пор вечным примером истового служения духу безудержного драйва и заветом будущим стоунер-революционерам остались выведенные из строя студийные мониторы и прорванные барабанные перепонки гитариста Лея Стефенса (Leigh Stephens). В 90-х у Blue Cheers нашлись достойные последователи, не убоявшиеся электромагнитного жала и уверенно раскручивающие маховик звукового давления. Это двое безумцев из города Провиденс, штат Род-Айленд: басист Брайан Гибсон (Brian Gibson) и барабанный мастер Брайан Чипэндейл (Brian Chippendale), а их совместное драм-н-басовое шумовое детище, со знанием дела, наименовано Lightning Bolt.

К Lightning Bolt в полной мере относиться банальная народная мудрость о сотнях прослушиваний и об одном моменте визуального созерцания. Парни прославились неимоверными по драматическому напряжению концертными перформансами. Секрет прост, т.н. "guerrilla gigs" представляют собой активное музицирование вне сцены: посреди тесного кружка зрителей, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Иногда группа устраивает сумасшедшие акты на улицах, парковках, или даже на кухнях. Последнюю ситуацию аудиально даже страшно представить, так как Брайан Гибсон любитель неимоверной громкости. Его любовь исчисляется 3 000 Ваттами плотного басового напора, что составляет программу минимум для вечеринки от LB. В свою очередь, ударник Чипэндейл (уже, по некоторым данным, имеющий проблемы со слухом) покрывает гитарную лаву вереницей непредсказуемых сногсшибательных барабанных трелей и сбивок, работая в режиме нон-стоп. Также, он выполняет обязанности вокалиста, покрикивая, время от времени, в микрофон, завернутый в носок и заткнутый в маску, которая, в свою очередь, надета на его голову. Для пущего азарта ребята часто прогоняют извлеченные звуки через разнообразные эффекты.

Таким образом, эти молниеносные парни будоражат сознание и атакуют уши слушателей уже почти 15 лет. Образовавшись как трио в 1995 году, и сократившись до дуэта через два года, Lightning Bolt поначалу были исключительно импровизационным проектом. Подпитанные японским гитарным нойзом начала 90-х, Брайаны уверенно влились в контекст наэлектризованной плазмы шумовой кометы, вместе с другими представителями американской нойз-роковой сцены конца тысячелетия, такими как, например, Black Dice. Со временем, и с новыми, выпущенными на лейбле Load, альбомами («Lightning Bolt» - 1997 года и «Ride the Skies» - 2001) LB находят собственный оригинальный маршрут. Психо-энергетическое биение их музыки разошлось в полную силу в начале 2000-х и с неимоверной силой влияния запечатлено альбомом Wonderful Rainbow, вышедшим в 2003 году.

Данный релиз явился органическим сплавом хаотического импровизационного начала, из которого росла музыка группы, и экспериментов с размерным структурированием композиционного полотна, характерного для т.н. math рока. Собственно, из этого и определяются две основные базовые плоскости альбома - единство и борьба хаотического и упорядоченного или, скорее, переплетение абстрактно-физиологического и темпорально-рационального аспектов.

Первый связан, не в последнюю очередь, с неимоверным уровнем гитарной звуковой атаки, которая слабо передаваема записью, но, тем не менее, перегружает слуховые рецепторы с лихвой. Пожалуй, это сравнимо с предельно резким, острым ощущением каждого капилляра, сопровождаемое треском нервных импульсов. Фактически игловое раздражение вселяется в слушателя до конца путешествия главами альбома. Гитарный звук неимоверно осязаем. Инструмент Гибсона равномерно басит строем виолончели и рвано скрежещет верхней струной для банджо.

Темпоральный же аспект связан с ритмическим акцентированием. Эту функцию практически повсеместно выполняют барабанная установка и конечности Чиппэндейла. Особый эффект достигается умелым аккомпанированием бесконечным проигрышам монотонных басовых паттернов. В случае многократного проигрывания закольцованных звуковых фрагментов, в определённый момент слух распознает новые ударные акценты внутри искомого размера; наблюдается эффект некоего фазового смещения ритмического рисунка. Музыканты LB хорошо в этом разбираются - чётко и чутко используют подобные открывающиеся перспективы и, быстро перефокусируясь, связывают композиции плавностью перетекания. Образ постоянно мутирующего многоугольника, заключённого в круг, представляется в этом случае отчасти уместным.

Наиболее ярко выраженные эксплорационные эксперименты представлены в первой половине альбома. За начальными резвыми, взрывными интродукциями в каждой из этих композиций следуют основные части, отмеченные нервной поступью заключённого в кандалы эманирующего безумия. Кульминацией ритмической вакханалии являются треки “2 Towers” и “On Fire”. Первый характеризуется продолжительными периодами шумовых пульсаций в рамках размера, который в свою очередь порой выпячивается то одной, то другой неровностью. Цепляясь за них, звуковая материя, состоящая из сверхскоростных барабанных ударов и басовых нот, вздыбливается искромётной быстротой хаотического протуберанца, чтобы опять, через несколько мгновений, быть поглощенной упорядоченностью композиции. В треке “On Fire” подобные повороты заполняются ещё и активными выкриками Чипэндейла в обильно фонящий и сипящий микрофон.

Здесь, наверное, стоило бы затронуть вопрос о сонграйтерстве и семиотическом аспекте текстовой составляющей творчества «молниеносцев». Однако же, разобрать выкрикиваемые Брайаном Чипэндейлом словеса, искажённые «спецификой» микрофона и обогащенные процессором эффектов, в общей шумовой текстуре «песен» не представляется возможным. И действительно, голосовую шумовую подачу следует воспринимать скорее в качестве партии третьего инструмента в ансамбле, подчеркивающую и усиливающую отдельные кульминационные моменты и дополняющую новыми цветами шумовую палитру “Wonderful Rainbow.” Но если верить англоязычным рецензентам и критикам, в общем тематически лирика LB заряжена мощным ироническим посылом, касаясь расхожих эстетических клише, социально-политической проблематики и отражаясь в сказочно-фольклорной интерпретации сущего. Засим и порешим…

Вторая половина альбома представляет собой более абстрактное отделение, выражающее импровизационную сущность LB. В “Crown Of Storms” и “Longstockings” нойзовый дух всё чаще бунтарится и хаотически пузырится аритмией. После шизофренической заглавной миниатюры “Wonderful Rainbow”, беспорядочное начало становятся доминантой в композиции “30,000 Monkies”, которая быстрым скрипяще-шипящим потоком изливается в пулемётное отрывистое крещендо. Завершает опус психоделическая муторная кашица под названием “Duel In The Deep”. За яростной колотнёй по струнам и тарелкам на заднем фоне прячется достаточно тревожное завывание, писк и шум, которые становятся всеобъемлющими константами под занавес альбома.

В итоге неупорядоченное ничто поглощает структуру. В результате соединения противоположных полюсов, возникшая чёрная дыра истошно пульсирует, изламывая размеренность гитарно-барабанного форматирования звукового времени. Несмотря на открещивание от клише «нойз» и «рок», по-видимому, в 2003 году парни из группы Lightning Bolt создали один из определяющих альбомов экспериментального шумового рок-н-ролла 2000-х годов, за что им и большое нечеловеческое «спасибо». Не зря это сочинение входит в перечень книги «1001 Albums You Must Hear Before You Die», а сами «болты» охарактеризованы как «the most vicious drum n' bass band ever».

Оценка: 9.3/10

Антон Лапов

Список треков:


1. Hello Morning (0:55)
2. Assassins (3:43)
3. Dracula Mountain (5:11)
4. 2 Towers (7:08)
5. On Fire (4:42)
6. Crown of Storms (5:09)
7. Longstockings (3:17)
8. Wonderful Rainbow (1:29)
9. 30,000 Monkies (3:50)
10. Duel in the Deep (6:16)

Lightning Bolt on Mysapce

Комментариев нет:

Отправить комментарий